Правовой режим земель водного фонда

Разделение территории РФ по установленному классификатору подразумевает установление особых правовых режимов использования. Расскажем в статье, какой правовой режим земель водного фонда установлен законодательно и какие условия использования участков подразумевает принадлежность к этой категории.

Земли водного фонда – что это?

Земли водного фонда – это участки, на которых размещены различные водные объекты, гидротехнические сооружения и другие сооружения водного хозяйства, а также зоны охраны таких объектов.

К землям водного фонда относятся:

  • участки с расположенными на них поверхностными водами;
  • территории, на которых располагаются гидротехнические сооружения.

Относительно земель с поверхностными водами не предусмотрено отведение конкретных наделов. При строительстве искусственного водного объекта осуществляется процедура земельного резервирования.

Порядок использования таких территорий регулируется Земельным кодексом и Водным кодексом Российской Федерации. Согласно законодательству, вода относится к важнейшему ограниченному ресурсу, который является наиболее уязвимым. Каждый водный объект является одним из центральных ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, проживающего в регионе нахождения водоема.

Вся информация о водном фонде содержится в специальном государственном реестре. В этот реестр включены сведения не только о расположении водоемов, но также об области их применения и отдельных ресурсах.

Искусственно созданные водоемы также входят в общий фонд государства. Они характеризуются обособленностью, небольшой площадью, отсутствием соединения с иными водными объектами.

Правовой режим земель водного фонда

Обозначение водоемов чрезвычайно важно. Именно оно оказывает влияние на правовой режим использования участков. Например, в соответствии с ЗК РФ, запрещается передача в частную собственность участков, на которых располагается береговая полоса. Если это произошло до вступления в силу этого запрета, такие участки обременяются публичным сервитутом.

Землевладельцы вправе использовать в личных целях водоемы, расположенные на их участках (к примеру, пруды или обводненные карьеры), а также самостоятельно осуществлять работы по строительству водных объектов на своих наделах, если это допустимо действующим законодательством и не затрагивает интересов других граждан.

Законом не допускается отчуждение водоемов без сопутствующего переоформления и земли, на которых они располагаются. Надел не может быть поделен на несколько самостоятельных участков, если для этого потребуется провести границу по водному объекту.

Состав земель водного фонда

В состав земель водного фонда входят:

  • участки с любыми водными объектами;
  • земли, отнесенные к природоохранным зонам с водоемами;
  • выделенные наделы для установки отводных полос, охранных секторов водоразбора, гидротехнических зданий и иного оборудования для обеспечения ведения водохозяйственной деятельности.

Тем не менее, преимущественная часть земель водного фонда покрыта водой. Такие участки являются самостоятельными. Помимо перечисленного, в земли этой категории входят болотистые местности, некоторые территории для ведения сельского хозяйства, леса и другие.

Цель использования земель, принадлежащих к этой категории – обеспечение потребностей населения. Деятельность, проводимая на участках, должна отвечать требованиям рациональности.

Весь состав земель водного фонда можно условно классифицировать по двум группам:

  1. Участки, покрытые водой. К ним относят земли, которые находятся под водой на протяжении большей части года или постоянно. Сюда же относятся морские воды России.
  2. Участки, граничащие с водоемами, предназначенные для обслуживания водопользователей.

Водные объекты повторяют рельеф находящейся под ними земли. Они также имеют определенные границы и объем. К примеру, территориальные морские воды России – это воды, имеющие в ширину 12 морских миль, отмеренных в соответствии с требованиями международных соглашений и внутренних нормативных актов РФ.

К водному фонду относится также дно и береговая линия. В состав входят ручьи, реки, водохранилища, каналы междубассейного распределения, ледники.

Помимо Земельного и Водного кодекса, вопросы использования земель этой категории регулируются:

  • ФЗ № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1998 года;
  • Законом РФ № 4730-1 «О государственной границе РФ» от 01 апреля 1993 года;
  • ФЗ № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года.

Расскажем далее о возможном целевом использовании земельных участков, относящихся к водному фонду.

Категория земель водного фонда – целевое назначение

Основополагающее целевое назначение таких территорий – строительство и эксплуатация сооружений, предназначенных для обеспечения потребностей всего населения страны. Такими потребностями могут быть:

  • нужды бытового характера;
  • питьевые потребности;
  • нужды оздоровительного характера;
  • иные потребности государства в значимых сферах – рыбохозяйственной, сельскохозяйственной, природоохранной, промышленной, энергетической и т.д.

Возможность владения участком земли водного фонда находится в прямой зависимости от целевого использования конкретного объекта. Не допускается владение участком и водоемом, расположенным на нем, разными собственниками.

Правовой режим земель водного фонда

Водным кодексом России допускается передача объектов в собственность государства, муниципалитета или частных лиц. Однако участки этой категории всегда относятся к природоохранным зонам, поэтому на территории действует особый правовой режим, запрещающий некоторые действия. К примеру, не допускается оборудование свалки на таких участках.

Водоохранная зона – это территория, примыкающая к акватории, которая имеет специальный режим эксплуатации доступных ресурсов и выполнения хозяйственной деятельности.

Такие зоны необходимы доя поддержки экологического состояния объектов, а также для сохранения естественной среды обитания представителей животного и растительного мира.

Здесь устанавливаются специальные защитные береговые линии, запрещается распахивание земельных участков, рубка леса, расположение ферм для ведения животноводческой деятельности и т.д.

В пределах водоохранных зон запрещается:

  • осуществление авиационных и химических работ;
  • использование активных химических средств для борьбы с заболеваниями растений, сорняками или насекомыми-вредителями;
  • расположение навозных стоков для удобрения почвы;
  • размещение складских помещений, где хранятся ядохимикаты, минеральные удобрения, горючие и смазочные вещества;
  • размещение площадок для заправки аппаратуры;
  • размещение кладбищ и скотомогильников;
  • складирование навоза;
  • размещение мусорных свалок;
  • мойка и заправка автотранспорта;
  • расположение дачных и садово-огородных участков, если ширина водоохраной зоны менее 100 м;
  • расположение стоянок автотранспорта.

Главное стремление властей, на котором основывается охранный режим земель – это противостояние возможности загрязнения водоснабжения и сооружений, обеспечивающих водой население региона.

При возникновении вопросов, касающихся использования земельных участков, обращайтесь к юристу за консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Обратитесь к эксперту в специальном окне.

Таким образом, правовой режим земель водного фонда подразумевает ряд ограничений. Изменение категории возможно только после проведения экологической экспертизы.

Источник: https://estatelegal.ru/zemelnoe-pravo/voprosy-po-zemle/pravovoj-rezhim-zemel-vodnogo-fonda/

Земли водного фонда: понятие, состав и целевое назначение

Главная » Земля » Земли водного фонда: правовой режим

Правовой режим земель водного фонда

Понятие земель водного фонда подразумевает под собой земли, где размещены различные водные объекты, зоны охраны подобных объектов, отводные полосы и охраняемые водоразборные зоны, различного рода гидротехнические сооружения и иные объекты, а также сооружения, отнесенные к водному хозяйству.

К землям водного фонда относят:

  • Земли, на которых располагаются поверхностные воды, сосредоточенные в водных объектах;
  • Земли, где размещены гидротехнические и другие сооружения непосредственно на водных объектах;

В отношении тех земель, которые заняты поверхностными водами, не предусмотрено отведение участков. Если необходимо построить водохранилище либо иной искусственный водный объект, выполняют земельное резервирование. Сам же порядок эксплуатации и охраны земель, относящихся к водному фонду, полностью предусматривает ЗК Российской Федерации и отдельно законодательство в водной сфере.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации, воды – это важнейший компонент природной среды. Он может возобновляться, его объем ограничен, и это одни из наиболее уязвимых ресурсов природы.

Под действие водных отношений подпадают различные водные объекты или же их части. Это могут быть и воды, расположенные на поверхности и земли, которые ими покрываются, а также граничащие с ними берег и дно водного объекта.

  • По этой причине, водные отношения при рассмотрении вопроса их регулирования, тесно граничат с вопросом регулирования отношений в земельной сфере, взаимодействуя между собой.
  • Каждый из используемых водных объектов рассматривается как центральное (основное) звено, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность того или иного народа, проживающего в пределах территории Российской Федерации, который служит экономическим, социальным и экологическим подспорьем благополучия всего населения, а также существования местной флоры и фауны.
  • Составляющие водного фонда – это сосредоточение различных водных объектов, которые уже включены или подлежат включению в водный госкадастр.
  • Водный госкадастр является центральной базой всей информации, имеющейся о водных объектах и их применении, отдельных ресурсах и водопользователях.
  • Каким образом взаимодействуют между собой законодательство двух сфер (водное и земельное), можно увидеть, рассмотрев регулирование, применение и охрану отдельно располагаемых водных объектов.

В перечень объектов, участвующих в водных отношениях, относят и группу обособленных водных объектов. Они представляют собой водоемы искусственного происхождения, имеющие небольшую площадь и характеризующиеся непроточностью, у которых отсутствуют какие-либо соединения с иными видами водных объектов, располагаемых на поверхности.

Обозначение отдельно размещенного водного объекта — крайне важный фактор в установлении режима его применения.

К примеру, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации, запрещено осуществление приватизации участков, размещенных в черте береговой полосы, которая устанавливается с учетом требований Водного кодекса Российской Федерации, а также участков, с расположенными на них прудами, обводненными карьерами (объектами обособленного вида), в пределах территорий общего использования.

Владельцы участков земли имеют полное право в предусмотренном законодательством порядке в личных целях эксплуатировать располагаемые на их участках водоемы подземного расположения и отдельно размещенные объекты (к таким можно отнести пруд или обводненный карьер), а также выполнять работы по строительству прудов и других водных объектов, с учетом установленных требований законодательства: экологических, санитарно-гигиенических, строительных и других.

Водные объекты относятся к федеральным владениям. Такие объекты как: карьеры обводненного типа, пруды, располагаемые в пределах участков отнесенных к владениям субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, пребывают в собственности последних, если обратные положения не предусмотрены в законах.

Не допустимо отчуждение объектов без сопутствующего отчуждения вместе с ними и земли, в пределах которых они размещены. Участки не могут быть разделены, если при таких действиях потребуется разграничение карьера обводненного типа или пруда.

Земли, отнесенные к водному фонду включают в себя:

  • Занимаемые любыми водными объектами;
  • Отнесенные к водоохранным зонам;
  • Выделение которые выполнено для установки отводных полос и охранных секторов водоразбора, сооружений гидротехнического значения и других объектов и сооружений водохозяйственного значения.
  1. Земли, включенные в водный фонд, являются самостоятельными категориями земель, как и преимущественная их доля, покрываемая водой.
  2. Отдельно же можно упомянуть земли в болотной местности, территории пашен, с древесно-кустарниковой растительностью.
  3. Среди земель водного фонда, без размещения на них водных объектов, существуют:
  • угодья сельскохозяйственного назначения (пашни, залежи, угодья кормового типа, насаждения многолетнего использования);
  • также можно выделить серди них леса и участки для застроек;
  • земли, где используется древеснокустарниковая растительность;
  • земли, размещаемые под дорожными полотнами;
  • нарушенные и другие.
  • Земли, включенные в водный фонд, предназначаются для рационального применения в восстановительных и охранных целях.      
  • Основным целевым предназначением подобных земель можно назвать их использование для строительных целей и выполнения эксплуатации зданий, которые предназначаются для обеспечения различных нужд людей (оздоровительного, бытового, питьевого характера), а также обеспечения потребности общества и государства в энергетической, транспортной, промышленной, рыбохозяйственной, природоохранной, сельскохозяйственной, водохозяйственной и других сферах.
  • Земли, входящие в структуру водного фонда, разделают на две разновидности: земли, чьи территории покрыты водой, и земли, которые граничат с водными объектами, и предназначены для обслуживания различных лиц, отнесенных к водопользователям из числа юридических и физических лиц.
  • К землях, которые покрыты водой, относятся земли, покрываемые водной средой на протяжении большей части года или всегда, и которые относятся к части одного из водных объектов.
  • Если говорить о водных объектах, то здесь подразумевают сосредоточенность воды поверх участков суши с повторением ее рельефа, или же в глубинах недр, имеющая границы, конкретный объем и признаки водного режима.
  • К перечню земель, покрытых водой, можно отнести земли, которые заняты морскими внутренними или же территориальными водами Российской Федерации.

К внутренним морским водам относят воды, размещение которых характеризуется заполнением от исходных точек в сторону береговых линий. Исходные точки (линии) используются для выполнения расчетов параметров ширины территориального моря.

Правовой режим земель водного фонда

К последнему можно отнести морские воды, которые в ширину имеют 12 (двенадцать) морских миль, которые отмерены с учетом международных правовых норм и российского законодательства.

Водные объекты, сосредоточенные на поверхности, являют собой постоянные или же временные воды, размещаемые на структуре поверхности суши с повторением формы ее рельефной поверхности, которые имеют конкретные границы, а также измеряемые объемом и границами водного режима. К их перечню относятся воды, размещаемые на поверхности, дно и сам берег.

  1. Водные объекты поверхностного расположения разделяют на водотоки поверхностного размещения и размещаемые на них водохранилища.
  2. Под поверхностными водостоками понимают водные объекты поверхностного размещения, чьи воды пребывают в постоянном движении, к таким причисляют ручьи, реки, включая и водохранилища, располагаемые на них.
  3. Сюда же включены каналы междубассейного распределения и для комплексных использований воды, а также водоемы поверхностного типа.

К ним относят водные объекты поверхностного расположения, чьи воды пребывают в земедленном водообмене. Речь ведется об озерах, водохранилищах, прудах и болотах, ледниках и снежниках.

Читайте также:  Как проверить реальный пробег автомобиля?

Ледники — это природные ледяные образования, произошедшие в результате атмосферных явлений, находящиеся в движении и располагаемые на поверхности земли.

Снежниками же, напротив, называют природные образования, чья структура выполнена из ледяных и снежных масс, имеющих неподвижных характер. Им свойственно сохранение на поверхности на протяжении всего теплого периода или же части такового.

Земли, относящиеся к водному фонду в правовом режиме, урегулированы такими нормативно-правовыми актами как:

  • Земельный и Водный кодексы;
  • Закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»;
  • Закон «О госгранице РФ»;
  • Закон «О защите граждан и государственных территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера».

Земли водного фонда: целевое назначение

Основным целевым назначением земель, отнесенных к водному фонду, являеься строительство и эксплуатация сооружений, которые обеспечивают нужды всего населения: питьевые, бытовые, оздоровительные и прочие, а также потребности государства и общества в различных сферах (сельскохозяйственной, водохозяйственной, природоохранной, промышленной, рыбохозяйственной, энергетической, транспортной и т. п.).

Право владения землей, отнесенной к водному фонду, имеет прямое подчинение праву владения на конкретный водный объект. Проще говоря, землями, включенными в водный фонд, владеют те, кому принадлежит непосредственно водный объект.

Источник: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/zemli-vodnogo-fonda-pravovoj-rezhim.html

Правовой режим земель водного фонда

Правовой режим земель водного фонда

Эти природные ресурсы возобновляемы, ограничены и, в то же время, уязвимы.

Вода необходима для нормальной жизнедеятельности людей, проживающих недалеко от водных территорий. Наличие водоемов влияет на социальное и экономическое развитие местности, оказывает благоприятное воздействие на экологическое состояние, позволяет сохранить местную флору и фауну.

Особенности пользования и гарантии надлежащей охраны для земель водного фонда зафиксированы в положениях Земельного и Водного Кодексов РФ, а также контролируются отдельными законодательными актами.

Водный фонд России: понятие и состав

Все данные о водном фонде заносятся в специальный госреестр. В этой системе имеются сведения о месте расположения водоемов, о сфере их применения и об отдельных ресурсах.

  • Владельцы земельных наделов могут использовать водоемы, расположенные на своей территории, в собственных целях, или сооружать их самостоятельно, если это не противоречит действующим нормам закона и не ущемляет интересы других граждан.
  • Недопустима передача водных объектов без соответствующего оформления земли.
  • Невозможно разделить территорию на несколько частей самостоятельно, если при этом требуется проведение границы по воде.

Точное определение водного фонда зафиксировано в ст. 1 ВК РФ. К нему относят все водные объекты на территории страны. Водным объектом признается естественный или искусственный водоем, водоток или другой тип объекта с непрерывным или временным содержанием воды, имеющий специфику водного режима.

Эти территории используются для возведения на них сооружений, снабжающих население достаточным количеством воды.

Среди основных нужд населения отмечают:

  • наличие питьевой воды;
  • бытовые нужды;
  • применение воды и водных объектов в оздоровительных целях;
  • прочие потребности в сферах, значимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, – сельское хозяйство, охрана окружающей среды, промышленность и прочее.

Возможность получить во владение участок, относящийся к водному фонду, зависит от целевого использования данного объекта. Невозможно, чтобы участок находился в собственности одного лица, а водоем, расположенный на этом участке, — в собственности другого.

Водный фонд страны объединяет следующие участки:

  • земельные площади с любыми разновидностями водных объектов;
  • территории, приравненные к природоохранным зонам с водоемами;
  • отдельные участки для установки отводных полос, охранных зон водозабора, гидротехнических строений и прочего оборудования для водохозяйственной деятельности.

Все площади водного фонда можно объединить в 2 основные группы:

  1. земли, имеющие границы с водоемами, необходимыми для обслуживания водопользователей;
  2. территории, покрытые водой. Сюда входят земли, пребывающие под водой постоянно или на протяжении практически всего года, а также морские воды РФ.

Водные объекты имеют рельеф, схожий с рельефом земель, над которыми они располагаются. Устанавливаются их границы и объемы.

Основные типы водных объектов

Водные объекты можно разделить на поверхностные и подземные, учитывая все особенности их использования, местоположения и прочие характеристики.

К категории поверхностных причислены воды и земли, которые они покрывают в пределах береговой линии. Эти воды можно разделить на родники, гейзеры, моря и заливы, проливы и бухты, водотоки и водоемы, болотистые местности.

Основываясь на ВК РФ, водные объекты могут принадлежать государству, муниципалитетам или частным лицам по праву собственности.

Однако такие земли всегда считаются природоохранными зонами.

Для них предусмотрен специальный правовой режим, который запрещает проводить некоторые манипуляции с объектами. Например, нельзя оборудовать свалки на подобных участках.

Подземными объектами считаются водоносные горизонты и бассейны подземных вод. Границы таких зон определяются законодательными актами.

Учитывая условия доступа, выделяют объекты общего и обособленного пользования. В первую группу входят поверхностные воды, собственником которых является государство или муниципалитет. Все граждане могут безвозмездно пользоваться ими для своих личных или бытовых нужд, если это не противоречит законодательству России.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Порядок пользования

Водоохранной зоной называют земли, приближенные к акватории. Для них существуют отдельные правила пользования и реализации хозяйственной деятельности.

Предназначением таких территорий является обеспечение сохранности экологического состояния объектов и среды обитания представителей флоры и фауны. Здесь установлены береговые линии, введен запрет на вырубку лесов, распахивание земель, создание животноводческих ферм.

На пространствах, занятых водными объектами, не разрешается:

  • располагать навозные стоки для удобрения почвы;
  • вести работы авиационной и химической направленности;
  • организовывать могильники и кладбища;
  • распылять химические вещества для борьбы с насекомыми-вредителями и сорными растениями;
  • строить автомойки, автозаправки и автостоянки;
  • оборудовать складские помещения для хранения минеральных удобрений, горючих и смазочных веществ, ядохимикатов;
  • использовать под дачные участки, если ширина водоохранной территории не меньше 100 м.
  1. Основная задача властей – защитить водоемы и специальное оборудование, снабжающее водой население, от загрязнения.
  2. В водоохранных полосах можно проектировать, возводить, реконструировать, эксплуатировать хозяйственные и прочие объекты, если они оборудованы специальными сооружениями, которые защищают водоемы от засорения, препятствуют истощению водных запасов.
  3. Для того чтобы ресурсы воды не истощались, земельные площади, примыкающие к водоемам, должны быть засажены деревьями, кустарниками и прочей растительностью.
  4. Собственникам площадей, расположенных в водоохранных зонах, необходимо соблюдать нормы эксплуатации и обеспечить охрану таких земель и прибрежных линий.

Порядок использования владений водного фонда основывается на их целевом назначении, виде и устанавливается водным законодательством. Участки этого фонда РФ обязательно фиксируют в госкадастре.

Согласно требованиям ст. 79 ВК РФ, постановка на государственный учет поверхностных и подземных вод означает выявление и фиксирование количества и качества водных ресурсов на конкретной территории по принятым правилам.

Постановка на госучет осуществляется для разумного планирования и применения водных ресурсов, их своевременного восстановления и сохранности в соответствующем состоянии. В водном кадастре имеется информация о водных объектах, правилах их эксплуатации, а также сведения о водопользователях.

Источник: https://pravbaza.ru/zemelnoe-pravo/pravovoj-rezhim-zemel-vodnogo-fonda

Правовой режим земель водного фонда: понятие и общая характеристика

Как известно, вода представляет собой неотъемлемую часть жизнедеятельности представителей человеческого общества, а также флоры и фауны.

Это одна из основных составляющих природных ресурсов, которая используется и охраняется, а также считается уязвимым,ограниченным и возобновляемым источником жизни населения, которое непосредственно проживает на прилегающей к ним территории.

Помимо этого водные ресурсы гарантируют стабильность экономического, социального и экологического благополучия населения и соседствующего с ними миром животных и растений. Исходя из этого начинают подниматься вопросы по поводу целесообразного использования водных объектов и их охраны, как основы всего существующего.

Замечание 1

Говоря о водных ресурсах, находящихся на территории РФ, стоит отметить, что их большая часть включена в государственный водный кадастр и является водным фондом Российской Федерации.

Земли, на которых расположены поверхностные воды, а также занятые специальными сооружениями на водных объектах, являются землями водного фонда. Они считаются автономной категорией с 1968 г. и значатся в Основах земельного законодательства.

Водные объекты и их классификация

Все виды водоемов, водотоков и другие классы вод, которым свойственны признаки водного режима, относятся к водным объектам. Порядок использования таких объектов регулирует водное законодательство, которое в свою очередь тесно связано с правовым режимом земель, на которых они находятся.

Водные объекты можно выделить в две группы исходя из особенностей правового режима, физико-географических и ряда других признаков. Они подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные.

Поверхностные водные объекты – это воды, которые покрывают поверхность земли, к ним также относится и береговая линия. Они делятся на:

  • моря и все составляющие их части, такие как проливы, заливы, бухты, лиманы;
  • проточные воды, такие как реки, ручьи, каналы;
  • водоемы и водохранилища;
  • болота;
  • природные родники и гейзеры;
  • ледники, снежники.

Береговая линия, как предел водного объекта, в свою очередь тоже делиться на отдельные виды, такие как рубеж:

  • моря. Его измерения происходят относительно постоянного уровня воды. Если уровень меняется, то измеряют по линии максимального отлива;
  • реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера. Предел в этом случае измеряется в то время, когда объекты не покрыты льдом, а сами замеры ведутся согласно среднемноголетнему уровню вод;
  • пруда, водохранилища. Границы береговой линии определяются по нормальному подпорному уровню воды;
  • болота. Замеры ведут по границе залежей торфа на нулевой глубине.

Подземные водные объекты представляют собой локализацию вод, находящихся в недрах земли и имеющих границы, объем и черты водного режима.

Замечание 2

Границы этих объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

К подземным водным объектам относятся:

  • бассейны подземных вод;
  • водоносные горизонты.

Земли водного фонда

Как говорилось выше, земли водного фонда представляют собой земельные участки, занятые поверхностными водами, специальными конструкциями или участками, которыми пользуются в качестве полос отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Исходя из этого, земли водного фонда делятся на две группы:

  • земельные участки, которые покрыты водой;
  • земельные участки, которые прилегают к водоемам и рассчитаны для использования и охраны водных объектов.

На прилегающих к водоемам землях располагаются строения, которые обеспечивают

жителей питьевой водой, сооружения для бытовых, оздоровительных, водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и других потребностей населения и общества в целом.

Помимо этого, в перечень объектов также входят строения, которые отвечают за охрану природы и производственных водных объектов, нуждающихся в особенной санитарной защите, сооружения ограждающие население от отрицательного влияния промышленных, транспортных и другого вида объектов.

В последних случаях законодательство вводит санитарные зоны, на территории которых вступает в силу особый правовой режим использования земель.

Береговая полоса также относится к землям водного фонда, представляя собой объект общего и безвозмездного пользования. Ее ширина составляет 20 метров и берет свое начало от кромки воды, причем расчет ведется исходя из среднемноголетнего уровня воды на свободных реках. В отношении искусственно созданных внутренних водных путей при нормальном уровне воды их береговая полоса составляет 5 м.

Так как береговая полоса является общедоступным объектом, ей могут пользоваться все граждане как для передвижения, так и для пребывания. Не запрещается причаливать, заниматься любительской и спортивной рыбалкой. Что касается приватизации близлежащих земель и земель граничащих с прудами и обводненными карьерами, то в этом случае она не допустима.

Доступными для общественного пользования, также являются и поверхностные водные объекты.

Существует ряд правовых норм, которые регулируют эксплуатацию водных объектов общего пользования, согласно правилам охраны жизни людей. Эти нормы устанавливает Правительство Российской Федерации.

Относительно водных объектов для личных, а также бытовых нужд населения, правила эксплуатации устанавливают органы местного самоуправления.

Замечание 3

Однако, к компетенции ВК РФ относиться только область эксплуатации и охраны водных объектов. Что касается вод окружающей среды не находящихся в их пределах, то они не относятся к области регулирования водного кодекса.

Водное законодательство регламентирует также отношения связанные с землей, лесами, недрами флоры и фауны и атмосферным воздухом, которые возникают в связи с использованием и охраной водных объектов.

Регулировать такого рода отношения необходимо для гарантии соблюдения ряда прав населения:

  • относительно чистой воды и благоприятной среды поддержания условий ее использования;
  • сохранения поверхностных и подземных вод в качественном состоянии по санитарным и экологическим критериям;
  • охраны водных объектов от возможного загрязнения, засорения или истощения;
  • устранения негативного влияния вод и поддержания биологического разнообразия водных экосистем.

Что касается имущественных отношений, то в случае с реализацией водных объектов они будут регулироваться гражданским кодексом РФ.

Порядок использования земель водного фонда

Земельное и водное законодательство устанавливает правовой режим земель водного фонда. Исходя из того, что оба правовых режима относительно водных объектов и земель, на которых они находятся, тесно связаны между собой, земли водного фонда выделены в независимую группу.

Замечание 4

Отличительной особенностью порядка пользования земель водного фонда, заключается в том, что их главная хозяйственная функция – это «обслуживание» использования водных объектов.

Читайте также:  Нужно ли согласие супруга на продажу квартиры?

К землям водного фонда, также имеют отношение приводоемные участки, такие как:

  • водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы;
  • земли, на территории которых находятся объекты водоснабжения;
  • зоны рыбного и охотничьего хозяйства;
  • территории на которых находятся водозаборные, портовые и гидротехнические сооружения и т.д.

Существует множество вариантов эксплуатации водоемов: они служат основным ресурсом питьевой воды; рыбохозяйственной зоной; местом для купания людей; судоходным водоемом; средством лесосплава и т.п.

Многоаспектность их использования приводит к действию, на территории земель водного фонда, сводного правового режима, который устанавливают различные нормативно-правовые акты.

Особое внимание следует уделить кодексу внутреннего водного транспорта РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире» и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Основываясь на вышеперечисленных документах выходит, что порядок использования земель водного фонда обусловливается правовым режимом водных объектов, которые на них находятся, а это:

  • цели, с которыми используется водоем. В этом случае получается, что водоем рассчитанный для питьевого назначения будет контролироваться правилами пользования санитарной охраны. Тогда как в отношении рыбохозяйственных водоемов устанавливается правовой режим охраны рыбных запасов и лимит хозяйственной деятельности, которая оказывает негативное влияние на их состояние. Что касается водоема, отведенного под место для купания, то здесь устанавливаются нормы, сдерживающие деятельность хозяйственных предприятий, которые сбрасывают сточные воды в этот водоем;
  • экологическая обстановка, которая образовалась в месте его нахождения. Это говорит о том, что законодательство может ограничить или прекратить использование водоема, если место его расположения признано зоной экологического бедствия;
  • правовой статус субъектов землепо льзования. Таким образом, при заборах воды сельскохозяйственными предприятими, которые используют водоем для употребления в питье, процедура производится в порядке с утвержденными проектами водозаборных сооружений, основываясь на договорах о водопользовании или решениях о предоставлении водоемов в пользование.

Специальный правовой режим земель водного фонда

Помимо общего порядка использования земель водного фонда существует и специальный правовой режим, вызванный наличием особых целей назначения выделенной земли или водоема. К этим случаям можно отнести:

  • реализацию водного объекта для потребностей энергетики предприятия. В данном случае гидросооружения, которые используют на водоемах, должны обеспечивать режим наполнения и сработки водохранилищ, учитывая всех водопользователей, находящихся в зоне их влияния;
  • осуществление рыбохозяйственной деятельности. Здесь другие водопользователи могут быть ограничены в правах, исходя из интересов рыболовного хозяйства, но только если это не относится к питьевому водоснабжению;
  • передача в пользование водоема для потребностей сельского хозяйства. Этот случай создает ряд обязательств по предотвращению попадания воды в мелиоративные системы из источников водозабора, а также по созданию благоприятного режима почвенной влаги.

Говоря о специальном правовом режиме, можно сделать вывод о том, что он определен естественной взаимосвязью природных объектов, которые оставляют свой след на правовом регулировании данных земель.

Таким образом выходит, что режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон сосредоточен на сохранение природных свойств водных объектов, так как природная подпитка и защита водоемов реализуется через водоохранные леса.

В данном случае отчетливо видно взаимодействие между водным и лесным пользованием.

Замечание 5

Некоторые виды водоемов могут находиться сразу в нескольких регионах Российской Федерации, что говорит о невозможности их использования в локальном порядке. Но если эксплуатировать водный объект в одном районе, это может негативно сказаться на его общем состоянии.

Таким образом, решение этой проблемы нашлось в бассейновом принципе регулирования водных отношений. Такой порядок позволяет собственникам и пользователям эксплуатировать водные объекты исключительно для своих нужд, не нарушая права и законные интересы других лиц.

Как говорилось ранее, в собственности Российской Федерации находятся практически все водные объекты, исключением являются пруды или обводненные карьеры, которые находятся в пределах территории относящейся к собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического или юридического лица.

Однако, право собственности на данные объекты прекращается сразу после того, как заканчивает свое действие право собственности на земельный участок, в границах которого они расположены. На основании гражданского кодекса, пруды и обводные карьеры могут изыматься, но это будет иметь силу только в случае отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены.

Что касается раздела таких земель, то это будет невозможным, только если требуется раздел пруда или обводненного карьера.

Из сказанного выше следует вывод, что право собственности на земли водного фонда состоит в непосредственной связи с правом собственности на водные объекты.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/pravovoj-rezhim-zemel-vodnogo-fonda/

Земли водного фонда

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Категории земель » Земли водного фонда

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и т.п.), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты.

Содержание

У всех земель, согласно действующему законодательству, имеется свой определенный статус. Так, порядок эксплуатации земельных участков, относящихся к водному фонду, осуществляется не только по Земельному кодексу, но Водному кодексу России.

Понятие и виды таких земель

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

  • сам водный фонд;
  • акватории;
  • объекты;
  • ресурсы;
  • хозяйство;
  • режим.

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.

Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.

Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится на контроле у государства, ему же подведомственен.

Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:

  • Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
  • Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.

Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение

Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.

Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:

  • все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
  • все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
  • все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
  • объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).

Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.

Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:

  • водные карманы и водоемы подземного характера;
  • подземные водостоки, ключи, течения.

Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.

Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель

Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.

При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.

Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.

Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.

Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.

Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.

Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-vodnogo-fonda.html

Правовой режим земель водного фонда

Водным фондом является совокупность водных объектов, расположенных в пределах территории РФ.

Такими объектами являются природные или искусственные водоемы, водотоки либо иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы и признаки водного режима (т.е.

в таком объекте происходит изменение во времени уровней, расхода и объема воды). В зависимости от режима таких объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей они подразделяются на поверхностные и подземные.

Читайте также:  Срок вступления в наследство по закону в 2020 году

К поверхностным водным объектам относятся:

  • • моря и их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
  • • водотоки: 1) реки (естественные постоянные водотоки, имеющие исток и устье, с отчетливо выраженным руслом, характеризующийся водосборной площадью), 2) ручьи (как постоянные, так и временные водотоки небольшой протяженности, обычно с извилистой и узкой поймой), 3) каналы (искусственные водотоки, имеющие мелиоративное, водотранспортное или комплексное назначение);
  • • водоемы: 1) озера (естественные водоемы, которые могут давать начало рекам или принимать их воды), 2) пруды (искусственные, небольшие по площади водоемы), 3) обводненные карьеры (искусственные водоемы, появившиеся в результате заполнения водой котлованов, образованных при добыче открытым способом полезных ископаемых), 4) водохранилища (искусственные водные объекты, предназначенные для хранения воды и регулирования стока, совмещающие свойства водоема и водотока);
  • • болота, обладающие связью с подземными и поверхностными водами и содержащие запасы торфа;
  • • родники и гейзеры, являющиеся природными выходами подземных вод;
  • • ледники и снежники, т.е. естественные скопления льда и снега.

Все поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод

и земель, покрытых ими в пределах береговых линий, определяемых следующим образом:

  • • для моря — по постоянному уровню воды (а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива);
  • • для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
  • • для пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;
  • • для болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

К землям водного фонда относятся, во-первых, земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и, во- вторых, земли, занятые гидротехническими[1] и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Земли водного фонда и поверхностные воды представляют единый водный объект, правовой режим которого определяется как земельным, так и водным законодательством.

Так, в ЗК РФ определено, какие земли относятся к землям водного фонда, запрещено образование земельных участков на территориях, покрытых поверхностными водами, а также предусмотрено резервирование земель в целях последующего строительства на них водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Законом о переводе земель определены основания и процедура перевода земельных участков из земель водного фонда в другую категорию и наоборот.

Иные виды общественных отношений в данной сфере регулируются либо водным законодательством (водные отношения) либо гражданским — имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов (но лишь в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ).

Так, все водные объекты находятся в федеральной собственности — за исключением прудов и обводненных карьеров, которые могут выступать в качестве объектов вещных и обязательственных прав, но только в составе земельных участков, в границах которых они расположены.

Одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок прекращается и право собственности на пруд и обводненный карьер.

То есть принадлежность такого водного объекта зависит от того, кому принадлежит право собственности на земельный участок, на котором он расположен (это может быть и частное лицо), такой земельный участок может отчуждаться вместе с прудом или обводненным карьером.

Если же пруд или обводненный карьер, расположен на территориях нескольких публичных образований, то собственником соответствующего земельного участка является: 1) Российская Федерация — если это территории двух и более субъектов РФ; 2) субъект РФ — если это территории разных муниципальных районов и (или) городских округов; 3) муниципальный район — при расположении пруда или обводненного карьера на территории двух и более поселений. При этом земельные участки, в границах которых расположены пруд или обводненный карьер, не подлежат разделу, если при этом потребуется раздел и пруда или обводненного карьера.

Также установлены законодательные ограничения приватизации земельных участков, на которых расположены водные объекты. В частности, запрещена приватизация таких участков, которые расположены в пределах береговой полосы, а также таких, на которых находятся пруды или обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Находящиеся в государственной или муниципальной собственности поверхностные водные объекты являются общедоступными. Для общего пользования предназначается и их береговая полоса вдоль береговой линии. Ее ширина составляет 20 метров (для каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых не более чем 10 километров, ширина береговой полосы — 5 метров).

Для болот, ледников, снежников, родников и гейзеров береговая полоса не определяется. Каждый гражданин для передвижения и пребывания около водных объектов общего пользования вправе пользоваться такой береговой полосой (в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств).

Однако указанное право не распространяется на использование механических транспортных средств.

В целях охраны водных объектов от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности человека ВК РФ предусматривает специальные охранные зоны: водоохранные зоны и прибрежные полосы, которые охватывают земли различных категорий, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер и водохранилищ.

Так, водоохранной зоной является территория, на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В таких зонах запрещается: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов[2], станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) применение пестицидов и агрохимикатов, а также размещение их специализированных хранилищ; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых. Вместе с тем в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Ширина водоохранной зоны зависит от масштаба водного объекта.

Так, для моря она составляет 500 метров, для озера и водохранилища — 50 метров[3] (если же водохранилище, расположено на водотоке, то она равна ширине водоохранной зоны этого водотока), для рек и ручьев — определяется их протяженностью (более 50 километров — 200 метров; до 50 километров — 100 метров; до 10 километров — 50 метров; для рек и ручьев протяженностью менее 10 километров ее ширина совпадает с прибрежной защитной полосой (см. далее), если же они помещены в закрытые коллекторы, то такая зона не устанавливается), для магистральных или межхозяйственных каналов — совпадает по ширине с полосами отводов таких каналов.

В пределах границ водоохранной зоны, кроме того, устанавливается прибрежная защитная полоса водного объекта, которая имеет еще более строгий режим использования и охраны — здесь запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. Ширина указанных полос зависит от уклона берега водного объекта. Так, при уклоне 3 и более градуса она составляет 50 метров, при уклоне до 3 градусов — 40 метров, а для обратного или нулевого уклона — 30 метров. Однако для озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), ширина прибрежной защитной полосы равна 200 метрам вне зависимости от уклона прилегающих земель. Кроме того, для проточных и сточных озер и соответствующих водотоков, расположенных в границах болот, ширина указанной полосы равна 50 метрам.

Границы как водоохранных зон, так и прибрежных защитных полос устанавливают от береговой линии или линии максимального прилива (при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, а ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной).

Такие границы обозначаются на местности в целях информирования граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления здесь хозяйственной и иной деятельности.

На всем протяжении этих границ размещаются специальные информационные знаки — в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан[4].

Осуществляют установление указанных границ либо органы государственной власти субъектов РФ, либо Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы (в отношении водохранилищ, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, а также морей или их отдельных частей).

Наряду с водоохранными зонами и прибрежными защитными полосами, которые устанавливаются вокруг почти всех поверхностных водных объектов, законодательством предусмотрены:

  • • зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ЗСО), которые устанавливаются в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[5]. В таких зонах согласно санитарным правилам запрещаются или ограничиваются осуществление деятельности и отведение территории для жилищного, промышленного и сельскохозяйственного строительства. ЗСО включают в себя три пояса: первый пояс (строгого режима) — это территория расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Назначение этого пояса — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) — это территории, предназначенные для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения;
  • • зоны, округа санитарной охраны таких водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, — устанавливаются в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Поскольку земли водного фонда преимущественно покрыты поверхностными водами, то использование этих земель тесно связано с водопользованием, которое может быть совместным или обособленным.

Первый вид водопользования более распространен, второй — осуществляется на водных объектах или их частях, находящихся в собственности частных лиц, либо предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд (при котором исключается их использование другими физическими или юридическими лицами), а также при осуществлении товарного рыбоводства. Водопользование может предполагать как забор водных ресурсов из водных объектов (с возвратом воды в водные объекты или без такового), так и осуществляться без такого забора(изъятия).

Предоставление водных объектов (или их частей), находящихся в публичной собственности осуществляется исполнительными органами государственной власти или местного самоуправления в пределах их полномочий. Предоставляются в пользование водные объекты на основании:

  • • либо договора водопользования (сроком до 20 лет) — для забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов, использования акватории водных объектов (в том числе для рекреационных целей), использования водных объектов для целей производства электрической энергии (без забора водных ресурсов),
  • • либо решения о предоставлении водного объекта в пользование — для строительства гидротехнических сооружений, мостов, разведки и добычи полезных ископаемых, сплава древесины, забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения и для других целей, предусмотренных ч. 2 ст. 11 ВК РФ.

Кроме того, использование водного объекта допускается и без заключения договора водопользования или принятия соответствующего решения (для судоходства, плавания маломерных судов, забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, купания, полива садовых, огородных, дачных земельных участков и в других случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 11 ВК РФ).

Что касается подземных водных объектов (бассейнов подземных вод и водоносных горизонтов), то они рассматриваются как единый водный объект с вмещающими их горными породами.

Поэтому их границы, формы собственности на них (недра в границах территории РФ, включая содержащиеся в недрах ресурсы, являются государственной собственностью), порядок пользования ими определяются в соответствии с законодательством о недрах[6].

  • 1. Какие земли относятся к особо охраняемым территориям? Охарактеризуйте их правовой режим.
  • 2. Какие земли относятся к землям лесного фонда?
  • 3. Дайте понятие лесного участка. В чьей собственности он может находиться?
  • 4. На каком праве предоставляются лесные участки гражданам и юридическим лицам?
  • 5. Какие земли входят в состав земель водного фонда?
  • 6. В чьей собственности находятся земли и земельные участки, на которых расположены водные объекты?
  • 7. Что такое береговая полоса?
  • 8. Для чего устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы?

Источник: https://bstudy.net/654883/pravo/pravovoy_rezhim_zemel_vodnogo_fonda

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector