Порядок изъятия земель лесного фонда

Земли, относящиеся к лесному и водному фондам, являются отдельными категориями земель с определёнными правилами владения и пользования такими землями.

В лесных и водных наделах действует особый правовой режим, отличный от правового режима лесов или прудов, расположенных на земельных участках сельскохозяйственной или иной категории земли.

Особенности и классификация

Правила использования, воспроизводства и охранения земель, относящихся к лесному и водному фондам, регулируется Лесным и Водным кодексами РФ, иными нормативными законодательными актами лесного и водного законодательства, а также локальными актами местного самоуправления.

Земли лесного фонда

Все земли лесного фонда в РФ принадлежат государственным, региональным или муниципальным исполнительным органам власти и могут выдаваться юридическим или физическим лицам только в пользование без права продажи или покупки участков, относящихся к лесному фонду.

Порядок изъятия земель лесного фонда

  • Наделы, покрытые лесной растительностью;
  • Наделы, предназначенные для восстановления лесной растительности после вырубки или пожара;
  • Наделы, предназначенные для покрытия лесной растительностью в связи с государственными планами такого покрытия.

При этом вышеперечисленные наделы должны обязательно находиться на территории лесного фонда, то есть в такой фонд не входят:

  • Лесные насаждения на землях для обороны;
  • Леса в черте городских поселений;
  • Древесная растительность на сельскохозяйственных и других землях.

По целевому назначению земли лесного фонда подразделяются, в соответствии со ст. 10 ЛК РФ, на три категории:

  • Защитные леса;
  • Эксплуатационные леса;
  • Резервные леса.

Резервные леса не подлежат подобному использованию и включают в себя особо ценные насаждения или заповедные территории. Защитные леса призваны защищать от выветривания и расползания плодородные слои почвы.

Земли водного фонда

Водные территории не делят на участки, такие территории создаются в своих естественных или искусственно созданных границах (берегов), заключающих в себе акваторию — единицу водного пространства, согласно ст. 1 Водного кодекса РФ.

Порядок изъятия земель лесного фонда

  • Покрытые поверхностными водами;
  • Занятые гидротехническими сооружениями различного назначения;
  • Граничащие с водными объектами.

Важно знать, что земли, граничащие с водными объектами, подлежат охране как земли водного фонда, поэтому земельные наделы для дачного или индивидуального строительства, расположенные достаточно близко к берегам рек и озёр (ближе 50 метров), невозможно приобрести в собственность, разрешена только долгосрочная аренда.

Основным целевым назначением земель водного фонда является обеспечение за счёт ресурсов водоёмов следующих нужд:

  • Бытовых;
  • Пищевых;
  • Промышленных;
  • Рыбохозяйственных;
  • Энергетических;
  • Транспортных.

К вышеперечисленным нуждам относятся разведение и охрана различных пород рыб, забор воды для пожарно-питьевого запаса, а также использования водных территорий для водного транспорта.

Все граждане РФ, согласно п. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ, вправе иметь свободный доступ к водным объектам и использовать их для своих нужд, не противоречащих принципам охраны природы.

Правила пользования землями лесного и водного фондов

Лесного фонда

Порядок изъятия земель лесного фонда

  • Постоянное (бессрочное) пользование;
  • Безвозмездное срочное пользование;
  • Срочная аренда.

В бессрочное пользование земли из лесного фонда предоставляются только юридическим лицам, перечисленным в ст. 39.9 Земельного кодекса РФ. На правах срочной аренды (безвозмездной или платной) лесные наделы предоставляются как юридическим, так и физическим лицам.

В безвозмездную срочную аренду наделы лесного фонда предоставляются бюджетным организациям или коммерческим предприятиям, с которыми заключён договор о развитии некоторых территорий РФ (Дальний Восток, Север), а также физическим лицам, имеющим право на льготное безвозмездное предоставление земельных наделов.

Важно знать, что лесные участки из лесного фонда не подлежат продаже ни физическим, ни юридическим лицам, продажа может быть только лесных насаждений (древесины), произрастающих на таких участках.

Договор покупки таких лесных насаждений у владельца земли (администрации) не может быть составлен на срок более одного года, в соответствии с п. 5 ст. 75 Лесного кодекса РФ.

Порядок изъятия земель лесного фонда

  • При аренде с изъятием лесных ресурсов, арендная плата равна произведению коэффициента платы за единицу объёма и всего объёма изъятых ресурсов;
  • При аренде без изъятия лесных ресурсов арендная плата равна произведению коэффициента платы за единицу площади и площади арендуемого надела.

Коэффициент (ставка) платы определён в специальной Методике, утверждённой правительством РФ. Из данной методики видно, что дороже всего будет стоить аренда лесных насаждений, содержащих преимущественно дуб, ясень и клён.

Необходимо помнить, что получать в аренду можно только наделы лесных земель, прошедшие кадастровый учёт и зарегистрированные в кадастровой палате.

Водного фонда

Большинство водных объектов и территорий находятся в собственности государственной власти.

Исключением является пруд или заполненный водой овраг, расположенный внутри границ земельного надела, принадлежащего юридическому или физическому лицу. Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ, такой пруд будет принадлежать владельцу земельного участка, в границах которого данный пруд расположен целиком.

Порядок изъятия земель лесного фонда

  • Забора водных ресурсов (откачка воды) для пищевых и иных нужд;
  • Использования акватории для различных целей;
  • Использования водных ресурсов без их забора для производства электроэнергии.

Водопользование — это такая разновидность аренды, применяемая к территориям водного фонда. Плата за водопользование, согласно ст. 20 ВК РФ, определяется ставкой, рассчитываемой Правительством РФ в зависимости от региона водопользования и конкретного водного объекта, предоставляемого в такое пользование.

На водных объектах, примыкающих к промышленным предприятиям или к стратегическим сооружениям, могут быть запрещены локально-правовыми актами следующие виды деятельности:

  • Забор воды для питья;
  • Купание;
  • Использование маломерных судов;
  • Использование развлекательного водного транспорта (катамараны, надувные лодки);
  • Водопой домашнего скота.

Важно знать, что отдельных налогов за пользование водными или лесными ресурсами не предусмотрено, так как все участки с такими ресурсами находятся в государственной собственности, и органы власти осуществляют пополнение бюджета регулировкой размеров ставок оплаты за аренду лесов или водопользование.

Ответственность за неправомерное пользование

Использование любых лесных ресурсов, кроме сбора дикорастущих ягод, плодов или лекарственных растений, должно быть исключительно на основе договора пользования такими ресурсами (аренда лесного участка или покупка лесных насаждений). Особенно это касается незаконной вырубки леса.

Важно помнить, что земли как лесного, так и водного фондов подлежат особой охране органами государственной власти, и за порчу земель лесного и водного фондов предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.

Порядок изъятия земель лесного фондаЛица, нанесшие вред лесам, обязаны уплатить штраф.

Размеры штрафов зависят от вида правонарушения и его масштаба, определяются Постановлением Правительства РФ № 273 от 08.05.2007, и составляют:

  • За незаконную рубку или повреждение деревьев хвойных пород – 50-ти кратная стоимость древесины;
  • За незаконную рубку или порчу хвойных кустарников – 10-ти кратная стоимость древесины;
  • За незаконную рубку или порчу лиственных пород – 10-ти кратная стоимость лиственных пород;
  • Незаконная рубка сухостойных или буреломных деревьев – однократная стоимость сухостоя;
  • Повреждение саженцев лесных пород – 5-ти кратная стоимость затрат на данные саженцы.

Помимо обязательной оплаты штрафа лица, навредившие лесу, обязаны возместить такой вред, согласно ст. 100 ЛК РФ.

Нанёсшие вред водным объектам лица также обязаны возместить такой вред, согласно ст. 68 Водного кодекса РФ. Помимо возмещения вреда, такие лица обязаны уплатить штраф, рассчитываемый по устанавливаемым правительством РФ методикам в зависимости от совокупности вредных факторов, воздействовавших на акваторию.

Порядок изъятия земель лесного фонда

  • От 300 до 500 рублей – для физических лиц;
  • От 500 до 1000 рублей – для должностных лиц;
  • От 5000 до 10000 рублей – для юридических лиц.

Если водный объект используется для забора воды, и объём забранной воды превысил установленный договором водопользования объём, то безответственный водопользователь уплачивает штраф в 5-ти кратном размере ставки оплаты за использование данного водного объекта.

Итак, земли лесного и водного фондов представляют собой своеобразный стратегический ресурс, и поэтому такие земли находятся в государственной или муниципальной собственности.

Гражданам и организациям предоставляется право пользования лесными и водными ресурсами в коммерческих целях на правах аренды или пользования, при этом особое внимание уделяется контролю над законным использованием данных ресурсов без вреда окружающей среде.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemly-lesnogo-i-vodnogo-fondov.html

Изъятие земель лесного фонда: что делать для защиты своих прав

Вопрос, связанный с переводом земель ЛФ в любую иную категорию, не связанную с ведением лесного хозяйства, либо изъятие земель лесного фонда регулируют нормы градостроительного, лесного и земельного законодательства. Но основное значение имеет не сама цель изменения категории, а то, о какой именно категории лесных земель идет речь.

Резервные и эксплуатационные лесные земли без проблем можно перевести в другую категорию. А вот настоящей проблемой может стать земля под защитными лесами, а тем более если на ней уже расположен чей-то земельный участок, даже приобретенный на вполне законных основаниях.

Основания перевода земель в другую категорию

Порядок изъятия земель лесного фонда

Если рядом с населённым пунктом находится лесной массив, ситуация может стать конфликтной. С одной стороны, город вправе принять решение о своем расширении и даже передать земли под индивидуальную застройку, с другой – земли ЛФ находятся в ведомствах лесничеств, то есть под их юрисдикцией.

В итоге получается ситуация, когда с одной стороны земля выдана на основании законного распоряжения администрации муниципального образования, с другой – государство в лице Лесного Фонда вправе требовать возврата земель, которые изначально находились в федеральном ведении.

Исключить возможность предъявления требований со стороны ЛФ об изъятии ведомственных земель можно, соблюдая порядок их перевода из лесной категории. Он выполняется исключительно по правилам, прописанным положениями Постановления Правительства РФ № 48 от 28.01.2006 г., в котором установлен порядок подготовки и предоставления документов.

В него входят:

  • Ходатайство претендента.
  • Акт, а также план избранного для перевода участка (должна быть указана его кадастровая стоимость и местоположение на карте).
  • Решение органа гос. власти, обладающего соответствующими полномочиями.
  • Документ, подтверждающий отсутствие на выделяемом участке полезных ископаемых.
  • Выписка из ЕГРН на земельный участок.
  • Готовый проект перевода земли в нужную категорию из земли ЛФ.
  • Если была экспертиза, то ее результат.

Далее вся процедура предполагает несколько недель ожидания ответа по поданному ходатайству и пакету документов.

Читайте также:  Покупка квартиры у подрядчика: риски, документы, нюансы

Изъять земли ЛФ и осуществлять на них какую-то деятельность, не предусмотренную Лесным кодексом России, можно, если соблюсти порядок перевода земель из этой категории в иную. Иначе придется отвечать согласно нормам административного, а иногда и уголовного законодательства.

Основания для перевода Лесных земель в иные категории устанавливает ст. 11 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ. Согласно указанному правовому акту разрешено переводить в другую категорию участок земли в случае, если:

  • Организуется особо охраняемая природная территория.
  • Меняются либо устанавливаются новые границы города или иного поселения.
  • На землях ЛФ планируется разместить объекты гос. или муниципального значения (при отсутствии иных вариантов)
  • Создается туристическо-рекреационная зона.

Основой же конфликтных ситуаций в подавляющем большинстве становится не нарушение порядка и правил изъятия земель ЛФ или отсутствие оснований для изменения их целевого назначения, в том числе и нарушение установленного законом или нормативными актами правового режима земель ЛФ, а банальная несогласованность работы разных ведомств.

Кадастровые инженеры стабильно обновляют базу Росреестра, проводя кадастровые работы, а ЛФ не обновляет информацию уже с 2001 года. В итоге оказалось, что наличие споров об изъятии земель ЛФ и предъявлении претензий Лесным Фондом к гражданам, уже владеющим участками, исчисляется уже тысячами.

Состав лесного фонда

Порядок изъятия земель лесного фонда

Действующее законодательство, а именно Лесной кодекс РФ, устанавливает, что к ЛФ относятся земли, не только прямо находящиеся в его ведении, а также различные защитные, резервные и эксплуатационные территории.

Любая земля, которая относится к этому фонду, может быть использована только в соответствии с её изначальным целевым назначением. То есть леса можно использовать только в целях рекреации, вырубки, добычи определённых ресурсов и так далее.

Ограниченность использования земель ЛФ и сложность их перевода в иные категории, в совокупности с отсутствием чётких границ и привели к возникновению ситуаций, когда изъятие производится у граждан, которые данные земли используют на вполне законных основаниях, после получения от муниципалитетов.

Кто виноват?

Найти орган, который будет виновен в возникновении конфликта не так просто, как кажется на первый взгляд. Это может быть:

  • администрация муниципального образования, из-за выдачи документов без согласования с Лесным Фондом;
  • ЛФ, так как вовремя не обновил границы лесных насаждений.

Существенно сократить количество проблемных ситуаций можно было бы, согласовав базы Росреестра и ЛФ, а также изменив систему выдачи таких земель.

Первое, что нужно сделать – обновить базы Лесного Фонда. Часто он имеет фактически устаревшую информацию. Где по его данным проходит лес, уже давно была проведена жилая застройка. Иногда наоборот, лесные дороги зарастают, а на картах фактически имеются.

Грубо говоря, ЛФ называет лесом любые земли, где имеется поросль фактически или по бумагам. И только получение актуальных сведений и их обновление поможет хотя бы частично решить проблему противоречий.

Судебная практика

ЛФ истребует у граждан участки только через суд. Использовать иной порядок он не может, поскольку законодательно ограничен в таких полномочиях. Однако до этого, скорее всего, гражданину будет направлено уведомление о том, что надел, который он занимает, располагается на землях Лесного Фонда.

Судебная практика по этому поводу продолжает формироваться. В большей части случаев суды встают на сторону граждан по следующим причинам:

  • участок используется для целей ведения хозяйства достаточно долго;
  • гражданин нёс бремя содержания, то есть платил налоги, ухаживал за землёй;
  • у лица имеется разрешение под застройку и иное использование, выданное администрацией муниципального образования.

Есть и иные решения. Суды могут встать и на сторону фонда. Всё зависит от конкретных обстоятельств, в том числе давности владения, наличия документов на участок, границ леса и так далее.

Что делать для защиты своих прав?

Ситуация очень спорная и никто не застрахован от претензий Лесного Фонда. Каждый гражданин, если его участок располагается недалеко от леса, однажды может получить подобное требование, по крайней мере до того момента, как вопрос не будет урегулирован на федеральном уровне.

При получении искового заявления рекомендуется:

  1. внимательно изучить требование и принять участие в судебном процессе. Игнорирование заседания увеличит шансы истца на удовлетворение его требований;
  2. подготовить документы, доказывающие законность приобретения участка. Чаще всего наделы выдавались администрацией города или иного населённого пункта;
  3. при необходимости нужно заказать экспертизу, например, чтобы определить точные границы участка;
  4. подготовить документацию о законности возводимых на участке строений.

Несмотря на то, что суды чаще встают на сторону граждан, практика остаётся непредсказуемой. Рекомендуется тщательно подготовиться к процессу, заранее собрать все необходимые документы и подготовить свидетелей.

Земли, которые ранее находились в ведении Лесного Фонда, часто передавались гражданам для ведения хозяйства и жилищной застройки.

Участки выделялись муниципальными властями, тогда как леса находятся в собственности федеральной власти. Это привело к возникновению противоречий и судебных споров.

Граждане, оказавшиеся в ситуации, когда их права на участки пытаются оспаривать, вынуждены защищать свою позицию в судах и доказывать законность приобретения.

Источник: https://urpomosh03.ru/land/zemlya/izyatie-zemel-lesnogo-fonda

Порядок предоставления и изъятия земельных участков лесного фонда

Кроме того, земельное законодательство определяет формы собственности на леса, не произрастающие на землях лесного фонда.

Земельное законодательство совместно с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ, регулирует основания и порядок возникновения 
права постоянного (бессрочного) пользования 
лесными участками, права ограниченного 
пользования чужими лесными участками (сервитут), права аренды лесных участков, а также права безвозмездного срочного пользования лесными участками (ст. 9 ЛК РФ)28.

Гражданское законодательство устанавливает основания 
и порядок приобретения гражданами и юридическими лицами права собственности 
на древесину и иные добытые лесные ресурсы (ч. 1 ст. 20 ЛК РФ). При этом важно отметить, что законодатель оставляет приоритет в регулировании имущественных отношений за ЛК РФ, что представляется обоснованным.

Лишь лесное законодательство способно учесть значительные особенности установления правового режима лесов. Так, ч. 2 ст. 75 ЛК РФ предусмотрено, что купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с ЛК РФ.

К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), если иное не установлено ЛК РФ.

Учитывая особенности предмета договора купли-продажи лесных насаждений по сравнению с объектами гражданских правоотношений, ЛК РФ предусматривает разработку и утверждение Правительством РФ формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений (ч. 5 ст. 77 ЛК РФ). Приоритет ЛК РФ по отношению к ГК РФ установлен и в регулировании договорных отношений по аренде лесного участка (ч. 3 ст. 71 ЛК РФ).

Рассматривая 
соотношение и взаимосвязь лесного, земельного и гражданского законодательства, следует отметить, что этой проблеме в специальной литературе уделяется 
значительное внимание. Так, профессор И.А. Иконицкая, определяя области регулирования земельного и гражданского законодательства и проведя анализ ст. ст.

129, 209 ГК РФ, гл. 17 ГК РФ, делает вывод, что нормы гражданского законодательства применительно к регулированию земельных отношений носят общий характер, а в земельном законодательстве должна найти свое отражение специфика правового регулирования земельных отношений29. Рассматривая указанный вопрос, профессор А.К.

Голиченков обратил внимание на то, что оценка некоторыми авторами норм ЗК РФ как некое «вторжение» в гражданско-правовую материю неверна30. При этом он заметил, что еще несколько десятилетий назад И.И.

Евтихеев отмечал наличие в земельном праве наряду с элементами цивилистического, частноправового характера ряда норм публично-правового происхождения. Эти «два элемента настолько тесно переплетаются, что их распластание невозможно совершить без ущерба для цельности и ясности права, регулирующего отношение субъектов к земле.

Для земельного права характерен не способ правового регулирования (договорный или односторонний), не субъекты правоотношений, а… объект — земля…»31.

Действительно, для сферы гражданского права 
основным является частный интерес. Вот почему в качестве основных начал 
гражданского законодательства, т.е. его 
принципов, ст. 1 ГК РФ провозглашает 
признание равенства участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, недопустимость произвольного 
вмешательства в частные дела кого-либо и др.

В земельном же праве определяющим является публичный 
интерес, в связи с чем ст. 1 ЗК РФ провозглашает принципиально иные, не совпадающие с нормами гражданского законодательства, принципы земельного законодательства. Статья 1 ЗК РФ специально предусматривает, что действие норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства разграничивается.

Еще более 
сложной проблемой является проблема соотношения лесного, земельного и 
гражданского законодательства при 
регулировании лесных отношений 
с учетом того обстоятельства, что 
в лесных отношениях, как и в 
земельных, присутствует и даже преобладает 
публичный интерес.

Основываясь 
на анализе норм ЛК РФ, следует сделать 
вывод о том, что правовое регулирование 
лесных отношений является многоступенчатым: сначала применяются нормы ЛК РФ, затем, с учетом неразрывной связи 
леса с земельным участком, на котором 
он произрастает, применяются нормы 
ЗК РФ, и только потом — нормы ГК РФ.

  • К лесным неимущественным 
    отношениям относятся отношения 
    по:
  • — охране 
    и защите лесов (гл. 3 ЛК РФ);
  • — воспроизводству 
    и разведению лесов (гл. 4 ЛК 
    РФ);
  • — лесоустройству (гл. 5 ЛК РФ);

— управлению 
в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (гл. 10 ЛК РФ) и др.

Вовлечение 
в рыночный оборот лесных ресурсов обусловило необходимость распространения 
на лесные имущественные отношения 
законодательства о предпринимательской 
деятельности. Так, ст.

22 ЛК РФ предусмотрено, что инвестиционная деятельность в 
области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений» в форме капитальных вложений.

Оценка лесных участков и имущественных прав, возникающих при использовании, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 95 ЛК РФ).

Государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п. 4 ст. 50 ЛК РФ) и др.

1.3 Право собственности на земельные участки лесного фонда

Земельный кодекс РФ оперирует следующими видами прав на земельные участки: собственность, аренда, сервитут, безвозмездное срочное 
пользование, постоянное (бессрочное пользование) (для ограниченного круга юридических 
лиц), пожизненное наследуемое владение. Лесной кодекс РФ соответственно: право 
постоянного (бессрочного) пользования, право ограниченного пользования 
чужими лесными участками (сервитут), право аренды, право безвозмездного срочного пользования.

Но, если исходить из того, что ст.

9 касается всех лесных участков без исключения (независимо от категории земель, на которых 
они расположены), то следует ли рассматривать 
перечень видов прав на лесные участки 
в составе земель иных категорий 
в качестве исчерпывающего? В то же время ст. 27 Земельного кодекса 
РФ предусматривает право частной 
собственности на землю, не ограничивая 
и не изымая из оборота лесные участки 
в составе земель иных категорий.

Положение о том, что земли 
лесного фонда находятся в 
федеральной собственности, установлено 
в п. 1 ст. 8 действующего ЛК РФ и ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ».

Читайте также:  Как оспорить заключение судебно-медицинской экспертизы при дтп

Статья 10 указанного Закона предусматривает, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Это означает, что указанные земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами32.

Непредоставление находящихся в федеральной собственности участков лесного фонда в частную собственность подтверждается также судебной практикой. Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оставил в силе решение арбитражного суда Приморского края, которым арбитражный суд признал ничтожным в соответствии со ст.

168 ГК РФ договор купли-продажи индивидуальному предпринимателю земельного участка, расположенного в границах округа санитарной охраны курорта Шмаковка Приморского края. С учетом положений ст.ст. 94, 96 ЗК РФ, ст.

31 Закона РФ от 14 марта 1995 «Об особо охраняемых природных территориях» этот участок входит в состав земель, отнесенных к землям особо охраняемых природных территорий, которые ограничены в обороте и не могут предоставляться в частную собственность33.

И хотя М.Ю. Тихомиров одним 
из положительных моментов действующего Лесного Кодекса РФ называет установление федеральной собственности на лесные участки земель лесного фонда, из текста ЛК РФ следует, что право частной 
собственности на лесные участки 
из земель лесного фонда вовсе 
не исключено.

Во-первых, лесной участок 
из состава земель лесного фонда 
может быть приватизирован в два 
шага, по мере изменения его целевого назначения и перевода в иную категорию 
земель, например, земель населенных пунктов, земель специального назначения, и 
этот путь вполне вероятен, учитывая снятие законодательных ограничений перевода земель лесного фонда в земли 
других категорий.

Во-вторых, по установленному ЛК РФ правилу, к договору аренды лесного 
участка применяются положения 
об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. По смыслу ст.

624 ГК РФ, при условии отсутствия в ЛК РФ запрета на выкуп арендованных лесных участков — а такого запрета нет — в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество (лесные участки) переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены34.

  1. Подобная скрытая приватизация лесов в пределах земель лесного 
    фонда возможна при условии изменения 
    целевого назначения участка (категории 
    земель).
  2. Для предупреждения подобных ситуаций необходимо сформулировать некоторые ограничения 
    частной собственности на леса.
  3. Во-первых, определить перечень лесов, помимо расположенных 
    на землях лесного фонда, которые 
    могут находиться только в государственной 
    или муниципальной собственности. К таковым отнести, дополнив пункт 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ подпунктом 14) следующего содержания:
  4. «5. Ограничиваются в обороте находящиеся 
    в государственной или муниципальной 
    собственности следующие земельные участки:
  5. 14) занятые лесами земель обороны 
    и безопасности, лесами водоохранных зон, защитными лесами, зелеными зонами населенных пунктов».
  6. Во-вторых, в законе должны быть названы конкретные виды лесопользования, для которых лесные участки могут 
    предоставляться в частную собственность.
  7. В-третьих, могут быть введены 
    лесохозяйственные ограничения 
    частной собственности — например, изъятие 
    лесного участка в случае его 
    нецелевого использования (сведения на нем леса в целях застройки), запрещение возведения строений в защитных лесах, расположенных в водоохранных зонах и вокруг городов.
  8. В-четвертых, может иметь 
    место запрет на приватизацию лесных участков, служащих традиционными местами 
    отдыха населения, сбора даров леса для личного потребления.
  9. В-пятых, общественные интересы в лесопользовании могут быть защищены возможностью установления публично-правовых (сервитутного характера) обременений частных лесных участков.

Субъектом права 
федеральной государственной собственности 
на леса является Российская Федерация, обладающая рядом особенностей. Закрепленная ст.

124 ГК РФ возможность применять гражданское законодательство к Российской Федерации ввиду того, что Российская Федерация выступает на равных началах с иными участниками гражданско-правовых отношений — гражданами и юридическими лицами, «не может сгладить все те различия, которые объективно существуют между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и публичными образованиями (государством и муниципальными образованиями), — с другой. Не случайно п. 2 ст. 124 ГК обуславливает применение к публичным образованиям общих норм о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей этих образований».

Российская 
Федерация не может непосредственно, сама осуществлять право собственности, поскольку понятие «государство» носит абстрактный характер.

Управление и распоряжение принадлежащим государству имуществом осуществляют органы исполнительной власти, а также специально уполномоченные юридические и физические лица.

Российская Федерация осуществляет право собственности через разветвленную сеть своих органов.

  • ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА
  • 2.1 Порядок предоставление земельных участков лесного фонда без проведения торгов
  • Земли лесного 
    фонда могут предоставляться 
    без проведения торгов на следующих 
    правах:
  1. право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;
  2. право безвозмездного срочного пользования лесными участками;
  3. право аренды лесных участков.
  4. право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут).

Права на участки 
земель лесного фонда возникают 
и прекращаются по основаниям и в 
порядке, которые предусмотрены 
гражданским законодательством 
и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к числу вещных прав и предусмотрено в ст.ст. 216, 268, 269 ГК РФ.

Содержание указанного права 
определено в ст. 269 ГК РФ. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом 
о предоставлении участка в пользование.

Указанное лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для 
которых он предоставлен, включая 
возведение для этих целей на участке 
зданий, сооружений и другого недвижимого 
имущества.

Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью35.

В соответствии с п.1 ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной предоставляется юридическим лицам на основании решения государственного органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

ЗК РФ в ст. 20 ограничил круг юридических лиц, которым земельные участки могут быть предоставлены на указанном праве.

Установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Данный перечень следует считать исчерпывающим. Одновременно п. 2 ст. 20 ЗК РФ в императивной норме ввел запрет на предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование гражданам.

Источник: https://www.referat911.ru/Zemelnoe-pravo/poryadok-predostavleniya-i-izyatiya-zemelnyh/63994-1541999-place3.html

Кто сможет оформить землю по «лесной амнистии»?

Начавшаяся в 2006 году «дачная амнистия» дала возможность оформить в упрощенном порядке собственность на земельные участки, дачные и жилые дома тем, кто не имел на них документов. Объявленная в 2017 году «лесная амнистия» позволит зарегистрировать землю, которая оказалась включена в состав лесного фонда.

«Лесная амнистия» возникла из необходимости защитить права граждан, которые на вполне законных основаниях получили граничащие с лесом земельные участки, затем по какой-то причине включенные в состав лесного фонда. Если границы участка где-то пересекаются с лесом, собственники не только испытывают трудности с оформлением прав на землю, они вообще могут лишиться участка.

«В предыдущие годы были нередки случаи, когда люди десятилетиями пользовались земельными участками, строили на них дачи, а потом этот участок забирали на том основании, что он относится к землям лесного фонда.

Чтобы найти выход во всех подобных ситуациях, и был принят 280-й федеральный закон, который называют законом о «лесной амнистии», — объясняет начальник отдела повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Красноярскому краю Дмитрий Незванов.

«Лесная амнистия» распространяется на земельные участки, предоставленные в собственность до 1 января 2016 года. При этом неважно, когда права на участок появились у нынешнего владельца, он мог купить участок и в 2017 году, главное, чтобы первоначальному собственнику участок был предоставлен до 1 января 2016 года.

Сведения в каких документах имеют решающее значение?

До сих пор основной проблемой собственников в таких случаях было доказать, что земельный участок не относится к землям лесного фонда. Новый закон установил, какие сведения при определении статуса земли следует считать основными.

Согласно ФЗ № 280, если по документам (данным ЕГРН, иным документам) участок имеет иную категорию, относится не к землям лесного фонда, а, например, к землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается информации, указанной в ЕГРН, а не в лесном реестре.

Единственное исключение — земельные участки, которые находятся в зоне особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники).

«В Емельяновском районе есть заказник «Красноярский», на территории которого действует садовое общество. Землепользователи, купившие здесь участки, не могут оформить документы на землю, и «лесная амнистия» им в этом не поможет, потому что участки на территории заказника изначально предоставлялись незаконно», — объясняет Дмитрий Незванов.

Порядок перевода земель лесного фонда в другую категорию

Другой важный момент, который определил новый закон, — участки, предоставленные из земель лесного фонда до 8 августа 2008 года и имеющие категорию «земли лесного фонда», можно перевести в другую категорию.

Но только при условии, что их разрешенное использование никак не связано с использованием леса (земля предоставлялась для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства). Если участок расположен на территории населенного пункта, из земель лесного фонда он переводится в земли поселений.

Там, где границы населенных пунктов на настоящий момент не определены и участок расположен на территории между населенными пунктами, он может быть переведен в земли сельхозназначения.

«Если право на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН и у собственника есть документы, проблем практически не возникает, — объясняет Дмитрий Незванов. — Раньше, когда собственник такого земельного участка хотел определить его границы, он обращался к кадастровому инженеру.

Тот, видя, что земельный участок граничит с лесом, запрашивал сведения в Министерстве лесного хозяйства и получал ответ, что участок находится на землях лесного фонда, после чего кадастровый инженер отказывался проводить межевание.

Теперь во всех подобных случаях кадастровый инженер указывает в своем заключении, что участок расположен на границе с лесом, права на него возникли давно, должна применяться статья 60.2 закона о регистрации недвижимости».

Как оформить собственность на лесной земельный участок?

Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства).

Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права.

Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду.

Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.

Росреестр выявляет земельные участки, имеющие пересечение границ с лесным фондом

Разница между «дачной амнистией» и «лесной амнистией» заключается в том, что если для «дачной амнистии» собственник должен был сам собрать необходимые документы для оформления прав на объект и обратиться с ними в Росреестр, то «лесная амнистия» не предполагает такого участия граждан.

Всю работу ведут Росреестр, органы прокуратуры и Рослесхоз, это они должны провести сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами леса, рассмотреть каждую ситуацию отдельно и вынести решение. При Управлениях Росреестра в каждом из субъектов созданы межведомственные рабочие группы, которые занимаются выявлением всех земельных участков, имеющих пересечения с границами участков лесного фонда.

Читайте также:  Покупка квартиры с материнским капиталом: пошаговая инструкция 2020

«К этому моменту в Красноярском крае установлено 615 таких участков, теперь мы каждый из них рассматриваем на соответствие указанным в законе критериям: когда на него возникли права, не попадает ли он в границы особо охраняемых природных территорий, — и принимаем соответствующее решение.

В результате этой работы изменения вносятся либо в лесной реестр, либо в ЕГРН, либо мы принимаем решение о том, что земельный участок предоставлялся незаконно, после чего Рослесхоз должен обращаться в суд с иском о его изъятии, — рассказывает Дмитрий Незванов.

— В большинстве случаев находятся подтверждения того, что права у людей возникли давно».

«Лесная амнистия» дает возможность тем, у кого до сих пор возникали проблемы с оформлением прав на земельные участки, узаконить землю. Хотя выявлением таких участков занимается Росреестр, кое-что для их оформления могут сделать сами собственники.

Специалисты советуют установить границы, а для этого заказать межевание кадастровым инженерам, собрать все документы на землю (документы, по которым участок предоставлялся собственнику, кадастровый план участка) и обратиться с ними в Росреестр.

Татьяна Крупко

источник: http://www.sibdom.ru/publication/articles/34/1772/ 

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/kto-smozhet-oformit-zemlyu-po-lesnoy-amnistii-/

Земли лесного фонда

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Категории земель » Земли лесного фонда

Земли лесного фонда — это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности.

Содержание

Земли лесного фонда, вопреки расхожему мнению, — это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности. Находятся земли лесного фонда под юрисдикцией, как Земельного кодекса, так и Лесного кодекса РФ.

Состав и правовое положение земель лесного фонда

Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:

  • защитные территории;
  • эксплуатационные территории;
  • резервные территории;
  • иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
  • земли лесного фонда;
  • другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.
  • Понятие и состав земель лесного фонда подразумевают использование земельных участков исключительно с первоначальным целевым назначением.
  • Правовой режим лесного фонда прописан и четко указан не только в земельном и лесном законодательстве, но и в других нормативно-правовых актах, которые предписывают использование земельных участков под леса и лесные территории.
  • В частности, это касается Постановления Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот.

Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.

Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться, исходя из понятия леса как целой экологической системе, которая нуждается в защите и безопасности.

Собственность на лесные земельные участки

Использование земель лесного фонда, согласно действующему законодательству, происходит исключительно в рамках нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся этих самых земель.

Так, все лесные земельные участки находятся или в федеральной собственности, или предоставляются федеральными органами власти на правах собственности иным участникам земельных отношений в рамках земельного законодательства.

Подразумевается в данном случае следующие формы собственности:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • собственность субъектов федерации.

Лесной земельный фонд не может находиться в собственности у физических или юридических лиц, однако последние вправе их использовать или эксплуатировать на правах бессрочного или срочного пользования, на правах аренды и сервитута, если это предусмотрено и разрешено федеральными органами власти. Земли лесного фонда не могут быть использованы ни для какого иного назначения, кроме того, которое предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Кадастровая оценка земель лесного фонда происходит на общих основания, предусмотренных в Федеральном законе РФ № 221.

Перевод участков из лесной категории

Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:

  • ходатайство;
  • акт и план выбранного земельного участка, с указанием его кадастровой стоимости, географического местоположения;
  • решение от уполномоченного органа власти;
  • справка, в которой указано, что на выбранном земельном лесном участке отсутствуют месторождения полезных ископаемых;
  • выписка из ЕГРП на конкретный лесной участок;
  • проект о переводе земли в другую категорию, одобренный Правительством РФ;
  • результаты экспертизы, если таковая была проведена.

В общей сложности, после передачи пакета одобренных документов в уполномоченный орган, должно пройти три недели (имеется в виду с включением выходных дней), после чего заявителю направляется ответ с удовлетворением ходатайства или отказом по нему.

Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.

Осуществление деятельности по туризму и отдыху граждан

Целевое назначение земель лесного фонда подразумевает использование земельных участков для осуществления деятельности по организации туризма, отдыха и культурно-спортивных мероприятий для граждан. В описанном случае перевод земельных участков из одной категории в другую не требуется. Это прописано в статье 41 Лесного кодекса РФ.

Согласно пункту 2 статьи 41 ЛК РФ на земельных лесных участках возможно строительство или возведение зданий и сооружений, носящих временных характер, их благоустройство и использования в рекреационных целях.

При этом на время использования на земельный участок оформляется или договор аренды, или договор срочного/бессрочного пользования. Выступать одной из сторон такого договора может как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Физические лица этим правом не наделены, поскольку не могут осуществлять рекреационную деятельность, а только лишь быть ее участником (не организатором).

Охрана земель лесного фонда. Ответственность за лесонарушения

Ответственность за лесонарушения предусмотрена в главе 13 Лесного кодекса РФ. Согласно этой главе выделяется три вида ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • изъятие лесопродуктов, полученных в результате нарушения;
  • возмещение ущерба.

Административная/уголовная ответственность наступает и реализуется с соблюдением всех норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. При этом согласно статье 99 Лесного кодекса России понесенное наказание не может освободить нарушителя от возмещения ущерба.

Так, если действия гражданина стали причиной пожара и выгорания существенной части леса, то он понесет не только уголовную или административную ответственность (в зависимости от обстоятельств дела), но и будет обязан возместить (например, путем принудительных работ) принесенный им ущерб лесным участкам земель.

Изъятие заготовленных в результате нарушений лесопродуктов и орудий, которые способствовали их добыче, осуществляется в рамках статьи 99.1 Лесного кодекса РФ. Вся древесина, транспорт и средства для добычи древесины изымаются (конфисковываются) безвозмездно в пользу государства.

При этом нарушителей также никто не освобождает от принудительного возмещения ущерба, который причинили его действия лесным земельным участкам.

Например, если в ходе незаконной вырубке леса, организацию наказали не только изъятием, но и уголовно, представитель организации (руководитель) обязан будет возместить ущерб или в денежном эквиваленте, или в натуре (путем, например, посадки насаждений, которые его организация уничтожила).

право собственности на земельный участок возникло в 2010 г. Управление лесами претендует на них, координат нет, только планшет, и подали иск в суд.

тамара28.07.2019 05:07

Для полноценного ответа на Ваш вопрос, необходимо ознакомиться со всеми  обстоятельствами дела.Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Сервис бесплатных юридических консультаций составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «Сервиса бесплатных юридических консультаций» скидка 50 процентов.

  1. или по телефону +7 (499) 229-84-53
  2. адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18
  3. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru

http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Коханов Николай Игоревич28.07.2019 19:35

Задать дополнительный вопрос

За более подробной консультацией  Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам.

Сервис бесплатных юридических консультаций составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «Сервиса бесплатных юридических консультаций» скидка 50 процентов. или по телефону +7 (499) 229-84-53 адрес: г.

Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Дубровина Светлана Борисовна29.07.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

С какого года требуется согласование границ лесного фонда с землями сельхозназначени . Как доказать незаконность (законность) выделения земель, если на них претендует лесной фонд.

тамара28.07.2019 04:56

Добрый день.

Для полноценного ответа на Ваш вопрос, необходимо ознакомиться со всеми  обстоятельствами дела.Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Сервис бесплатных юридических консультаций составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «Сервиса бесплатных юридических консультаций» скидка 50 процентов.

  • или по телефону +7 (499) 229-84-53
  • адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18
  • Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru

http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Коханов Николай Игоревич28.07.2019 19:29

Задать дополнительный вопрос

За более подробной консультацией  Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам.

Сервис бесплатных юридических консультаций составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «Сервиса бесплатных юридических консультаций» скидка 50 процентов. или по телефону +7 (499) 229-84-53 адрес: г.

Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Дубровина Светлана Борисовна29.07.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

  1. перевод земель лесного фонда в другую категорию, а именно для организации пункта снеголавинных наблюдений со служебно-жилым строительством

Поломарь Елена13.05.2019 07:13

Добрый день.

Уточните, пожалуйста, что именно Вас интересует.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-lesnogo-fonda.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector